Шпунт Ларсена – это металлический желоб с скругленными сверху боковыми стенками или замками.
Профиль шпунта может быть в виде корыта, z-образным или плоским.
Шпунт можно группировать в блоки по 3 штуки. При этом длина секции может достигать 34 метров.
Фраза «забивание шпунтов» имеет два значения. Так называется погружение шпунтов вообще, а также одна из технологий погружения, ударная, при которой для забивки используется копер с молотом.
Мы предлагаем и другие методы погружения шпунта:
Эти технологии создают различное воздействие на грунт, степень опасности для окружающих сооружений тоже разная. Самый безопасный метод – вдавливание. Самый травматичный – ударный, в ряде случаев он вообще запрещен в черте города и на территории промышленных комплексов. Чтобы минимизировать разрушительные нагрузки от ударов или вибраций, мы используем вспомогательные технологии – подмыв, погружение шпунтов в лидерные скважины.
В редакции 3.02.01-87 СНИП освещаются требования к устройству земляных сооружений, фундаментов, шпунтовых ограждений, анкерных креплений. Основные нормы забивки шпунтового ограждения:
Исследования влияния динамических нагрузок на основания сооружений на песках, кроме пылеватых и водонасыщенных, разрешается не проводить при расстоянии места вибропогружения шпунта от сооружения 10 метров, а забивки молотом менее 7 тонн – 15 метров.
Если забивка шпунтового ряда выполняется на меньшем расстоянии, необходим ряд мер для снижения нагрузок и уменьшения риска:
Как забивается шпунт Ларсена на гидротехнических объектах:
Вибропогружатель – это мобильная установка на колесном или гусеничном шасси. Сам агрегат состоит из двигателя, наголовника с захватом и рабочего узла – вибровозбудителя, в корпус которого встроены дебалансы и шестерни. Импульс от двигателя поступает на вибровозбудитель, он создает колебания, которые приводят в движение дебалансы. При вращении дебалансов создается вибрационная нагрузка на шпунт.
Вибропогружатели делятся на виды по частоте колебания:
Процесс вибропогружения происходит в несколько этапов:
Предварительный этап заключается в подготовке участка (очистка, разметка, установка направляющих) и в дополнительных работах, если они нужны (лидерное бурение, подмыв).
Шпунты устанавливаются по одному или секциями по несколько штук (в обводненных условиях секцию собирают на земле и переносят на место погружения краном). Соседние элементы разворачивают по отношению друг к другу на 180 градусов, соединяют замками, промазывают швы герметиком. На углах котлована устанавливаются поворотные элементы.
После этого мы принимаем меры для укрепления стенки одним из следующих способов:
Чаще всего при устройстве свайных конструкций используется шпунт Ларсена – желоб с закругленными стенками и специальными замками, которые позволяют прочно соединять их в блоки. Конструкция замков позволяет проводить поштучное извлечение шпунта Ларсена с помощью вибропогружателей.
Специалисты компании ООО «Югтранс» осуществляют извлечение шпунта в следующем порядке:
Важно!
Методы извлечения шпунта выбираются специалистами компании ООО «Югтранс» в зависимости от типа почвы, глубины погружения и других факторов.
При успешном демонтаже шпунтины и разблокировки замка соседних элементов, шпунт (с вибрационным устройством) краном переносится на подготовленную площадку. Там вибропогружатель отделяется и устанавливается на следующий элемент ограждающих конструкций. Демонтированная шпунтовая свая обследуется для выявления возможных дефектов.
Извлечение шпунтовых свай сопровождается внешним осмотром и обмерами нашими специалистами с целью установления пригодности для вторичной эксплуатации. Состояние демонтированного элемента во многом будет зависеть от почвы, в которой он находился, присутствия грунтовых вод, временного отрезка, в течение которого шпунт был в земле.
Перед проведением обмеров и осмотра шпунтина тщательно очищается от остатков земли и ржавчины с помощью скребков и щеток с металлическим ворсом. Места предполагаемых замеров очищаются до металлического блеска. Все необходимые замеры производятся с применением специального измерительного инструмента.
После отбраковки извлеченных элементов, при соответствии их геометрических параметров нормативным величинам, они маркируются нашими специалистами с помощью краски (наносится номер, подтверждающий возможность их дальнейшего применения).
Если в процессе обмеров выявлены несоответствия минимально допустимым величинам, шпунтина помечается краской надписью «БРАК».